Музей МГТУ им. Баумана
Savin
Example image

Василий Игнатьевич Гриневецкий

Василий Игнатьевич Гриневецкий сыграл выдающуюся роль в развитии отечественного инженерного образования, промышленности, энергетики, экономики. Его коллегами или учениками были такие выдающиеся люди, как аэродинамик и механик Н.Е. Жуковский, механик П.К. Худяков, крупнейший электротехник, организатор МЭИ К. А. Круг, гидродинамик А. И. Астров, механик И.А. Калинников, теплотехники Л. К. Рамзин, Н. Р. Брилинг, Е. К. Мазинг и многие другие деятели науки и техники.

Как писал в 1922 году его ученик Э.А. Сатель «…Гриневецкий своим широким умом, своими разносторонними знаниями, обаянием своей личности предназначен был стоять во главе инженерной среды, давать основные направляющие линии в той технико-экономической работе воссоздания русской промышленности..». Глубокий мыслитель, блестящий лектор, опытный инженер, образованный экономист, энергичный администратор, человек с блестящей интуицией – вот какие черты помогли В.И. Гриневецкому консолидировать знаменитую московскую школу теплотехников, на базе которой впоследствии его учениками был создан Всесоюзный теплотехнический институт, быть флагманом инженерного политехнического образования в труднейшие годы первой мировой и гражданской войн.

13 июля 1921 года Совет Труда и Обороны постановил: «В воздаяние заслуг и увековечения памяти основателей и главных руководителей Московской школы теплотехников учредить теплотехнический институт, присвоив ему наименование «Теплотехнический институт имени профессоров В.И. Гриневецкого и К.В. Кирша».

ИНЖЕНЕР

В 1908 г. на Путиловском заводе в Петербурге изготовили двигатель Гриневецкого, запатентованный им в 1906 году. Это был двигатель внутреннего сгорания, работающий по циклу Дизеля с наддувом от поршневого компрессора и двойным расширением. Он состоял из трех цилиндров. Атмосферный воздух засасывался в первый — компрессорный цилиндр, сжимался до 6—7 бар и поступал во второй, где происходило сжатие до 30—60 бар. В конце сжатия впрыскивалось топливо, начиналось горение, расширение. Горящая смесь совершала механическую работу, продолжая гореть, поступала в третий цилиндр, и именно в нем производилось дополнительное расширение и совершалась основная часть механической работы.

Василий Игнатьевич один из первых в России понял перспективность двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и начал серьезно заниматься их изучением. В 1907 г. вышло первое издание капитального труда Г. Гюльднера “Газовые, нефтяные и прочие двигатели” на русском языке (под редакцией В.И. Гриневецкого). Эпиграфом к немецкому изданию книги Г. Гюльднера была фраза: «Поменьше теоретизируйте, побольше конструируйте!». И как бы выражая свое несогласие с эпиграфом Гюльднера, В. И. Гриневецкий в качестве Приложения к переводу книги Г. Гюльднера поместил свой труд “Тепловой расчет рабочего процесса”, опередив на два десятка лет аналогичные работы в ведущих промышленных странах. В этом же труде была изложена программа будущих научных исследований в области двигателей внутреннего сгорания.

Отдельного внимания заслуживает проблема замены на железнодорожном транспорте паровозов тепловозами, впервые сформулированная В.И. Гриневецким. Именно ему принадлежит честь основания первой русской школы по созданию отечественных тепловозов, развитая в дальнейшем его ближайшими учениками и последователями.

ПРОФЕССОР

В 1900 г. во время летних каникул приказом министра народного просвещения В. И. Гриневецкий командируется на два месяца на Всемирную выставку в Париж “с учебной целью”. Императорское Московское техническое училище традиционно с большим вниманием относилось к выставкам, на которых представляло свои достижения в организации учебного процесса, техническом его обеспечении, состоянии учебных мастерских и лабораторий. Экспозиция ИМТУ содержала работы студентов, выполненные в мастерских, с чертежами моделей и инструментов, паровую машину, изготовленную в училище, со всеми приспособлениями для лабораторных исследований, курсовые и дипломные проекты по разным специальностям, печатные труды, статистические обзоры и сведения о деятельности Императорского технического училища. Экспозиция ИМТУ была удостоена приза Гран-при. Во время этой командировки Василий Игнатьевич знакомится с постановкой учебного процесса в зарубежных университетах и его волнует мысль: почему в Германии техника лучше?

В 1902 году Гриневецкий стал профессором на кафедре прикладной механики и машиностроения. Начало преподавательской деятельности В.И. Гриневецкого было успешным. Он стал энергично развивать свой метод преподавания, в котором изучение фундаментальных и специальных дисциплин сочеталось с экспериментом и практической подготовкой. По существу, этот метод представлял собой дальнейшее развитие так называемого «русского метода обучения», признанного за рубежом лучшим методом подготовки специалистов. Для этого Гриневецкий организует участие студентов в проведении экспериментальных работ на различных промышленных предприятиях Центрального района и в организованной им в 1904 г. лаборатории паровых машин. К этому времени Василий Игнатьевич уже становится признанным авторитетом среди преподавателей училища. В 1905 году его назначают заместителем директора Императорского Московского технического училища. В этой должности Василий Игнатьевич сосредоточил основное внимание на совершенствовании учебного процесса и структуры училища.

РЕКТОР

В 1914 году после смерти первого выборного директора ИМТУ А.П. Гавриленко В.И. Гриневецкий был избран директором ИМТУ. Новый директор продолжил борьбу за политехнизацию училища, начатую им еще в должности помощника директора, подготовив и представив в Министерство Народного образования «Проект развития Императорского московского технического училища в школу политехнического типа». В этом документе он высказал свои соображения о причинах отставания русской техники и технической мысли и внес свои предложения по исправлению этого положения. Он говорил, что «…развитие инженерного образования должно идти в двух направлениях. С одной стороны – должна расти специализация преподавания, с другой – должно усиливаться взаимодействие и тесное сотрудничество разных специальностей. Единственно школа политехнического типа при достаточно гибкой организации может удовлетворять обоим направлениям».

В.И. Гриневецкий считал, что, что в современном техническом вузе широкий технический кругозор должен быть связан с «некоторой специализацией». Проект предусматривал увеличение учебных площадей, создание новых лабораторий, строительство нового учебного завода, приведение в соответствие штатов училища реальному объему выполняемой учебной работы. Василий Игнатьевич первым высказал мысль о том, что обязательной частью инженерного образования должно быть экономическое. При этом он считал, что “жизнь должна вносить в эту схему (политехническую школу) новые подразделения, а также новые соединения, комбинирующие разные специальности”.

Без выделения финансирования и разрешения министерства по инициативе Василия Игнатьевича в 1914 г. были построены здания для библиотеки и лаборатории льна. Реализации этого проекта помешала I мировая война.

СЕМЬЯ

Василий Игнатьевич Гриневецкий родился 2 июня 1871 г. в Киеве, в семье железнодорожного служащего статского советника Игнатия Феликсовича Гриневецкого и его супруги Екатерины Васильевны, урожденной Завойко. В словаре Брокгауза и Ефрона издания 1893 г. приведены следующие сведения о роде Гриневецких: “Дворянский род польского происхождения, разделившийся на 12 ветвей, из которых старейшая восходит к XVI веку”.

Дедом В. И. Гриневецкого по материнской линии был Василий Степанович Завойко (15 [27] июля 1812 — 16 [28] февраля 1898) — адмирал Российского императорского флота, участник Наваринского сражения, кругосветный мореплаватель, один из пионеров освоения Тихоокеанского побережья, первый военный губернатор Камчатки, организатор и руководитель обороны Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны (1853—1856).

Все, кто знал Василия Игнатьевича Гриневецкого, отмечали его высокие человеческие качества, стремление помочь студентам, простым людям. В 1910 г. Гриневецкий приобрел 80 гектаров земли на берегу Южного Буга в трех верстах от деревни Великая Мечетня в 20 верстах от станции Голта Каменец Подольской губернии (ныне Первомайск Кривоозерского района Николаевской области. На этом участке в 1913 году Василий Игнатьевич обустроил имение «Кут» (по-русски «Угол»). Там был построен трехэтажный дом с двумя флигелями, конюшня на 5-6 лошадей, коровник на 5-6 голов рогатого скота, птичник, виноградник (1 гектар), пашни. И уже в 1915 году летом в его имении отдыхали и выполняли свои дипломные проекты студенты Б. Ошурков и Соловьев, а в 1915 году три его ученика проектировали тепловозы (Б. Ошурков и Е.Н. Тихомиров – тепловоз по схеме Гриневецкого, а А. Н. Шелест – тепловоз своей оригинальной схемы). На базе своего имения В.И Гриневецкий намеревался создать базу отдыха для студентов и преподавателей ИМТУ.