Warning: mysql_query(): Access denied for user 'museum'@'localhost' (using password: NO) in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8
Модель C-9 (P-3). «Карданный» механизм или шарнир Клеменса
Описание:
Пространственный рычажный механизм с четырьмя подвижными звеньями с пятью вращательными кинематическими парами. Два вращающихся вала, оси которых пересекаются под некоторым углом, соединены двумя звеньями (2 и 3) и тремя вращательными парами (B,C,D). Оси этих трех пар перпендикулярны плоскости треугольника BCD. Длины звеньев BC и CD одинаковы, расстояние между осями пар B и D при вращении не изменяется, поэтому центр шарнира C движется по окружности лежащей в плоскости биссектрисы угла BCD. Из этого следует, что данный механизм не вносит дополнительной неравномерности во вращение валов 1 и 4, то есть шарнир Клеменса относится к синхронным карданам.
Оригинальное название из каталога Г.Фойта "Kinematische modelle nach Professor Reuleaux":
P3. Clemens'sche Kupplung, durch Reuleaux vereinfacht, sehr lehreiches Modell mit vielen Verstellungsresultaten.

Описание из цифровой библиотеки КМОDDL Корнеллского университета (США):
P3. Clemen’s Jointed Coupling.
One problem that machine designers often face is the transfer of rotary motion from one shaft to another when the shafts are not aligned. The classic universal or Hooke’s joint (Model P-1) is such a mechanism but suffers the property that constant motion on the input shaft produces a non-steady motion on the output shaft. The jointed coupling in Model P-3 uses a symmetric joint to remove the irregularity in motion. This can be seen by measuring the input and output increment angles attached to the two cranks on the model. The model was also designed by Reuleaux to show that if the joint is not operated in a symmetric manner, irregular motion results. Reuleaux cited a patent of Clemens of November 10, 1869 in the 4th edition of The Constructor.
Назначение:
Шарнир Клеменса С-9 предназначен для соединения двух вращающихся валов, оси которых пересекаются под небольшим углом. Он применяется в различных машинах и приборах для передачи вращательного движения.
Автор:
Изобретатель механизма Клеменс.
Дата создания:
Схема механизма была запатентована им в ноябре 1869 года.
Материал:
Стойка механизма—чугунное литье, стальная пластина и деревянный брусок, звенья механизма выполнены из хромированной латуни, оси пар и элементы крепежа—сталь.
Размеры:
Длина×ширина×высота: 295×150×195 мм. Масса: 3.0 кг.
Размер звеньев модели:
Высота осей пар А и Е, относительно плоскости основания hA= hE = 85 мм, расстояние между центрами шарниров lAB = lDE = 40 мм, lBD= 50 мм, угол между осями валов α= ± 90 º, длина рычагов lBС= lCD = 50 мм.
Отношение размеров звеньев:

Автор текста: В. Б. Тарабарин, куратор коллекции моделей механизмов, эксперт Постоянной комиссии ИФТоММ, к. т. н., доцент кафедры ТММ.
Автор английской версии: Фрэнсис Мун (Francis C. Moon) - профессор и куратор коллекции Ф. Рело Корнеллского университета, создатель библиотеки KMODDL..
Дизайн: В. С. Катин, художник музея.
Руководитель проекта: Г. А. Базанчук, директор музея.