Warning: mysql_query(): Access denied for user 'museum'@'localhost' (using password: NO) in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8
Модель J-3 (Q-6). Зубчатая реечная передача с несимметричными профилями зубьев
Описание:
Модель реечной зубчатой передачи состоит из шестерни и зубчатой рейки. Шестерня и рейка модели имеют по четыре зуба. Особенность модели несимметричные профили зубьев. Левый профиль зуба шестерни выполнен по циклоидам, правый - по эвольвенте. Вращение от рукоятки передается на шестерню через фрикционную передачу, которая уменьшает скорость вращения шестерни и выполняет роль предохранительной муфты. Рейка установлена на стойке в направляющих, которые обеспечивают возможность ее поступательного перемещения. Величина поступательного перемещения рейки ограничена упорами.
Оригинальное название из каталога Г.Фойта "Kinematische modelle nach Professor Reuleaux":
Q6. Daumenverzahnung, 4 zähniges Getriebe mit Zahnstange, sehr lehrreiches Modell.

Описание из цифровой библиотеки КМОDDL Корнеллского университета (США):
Q6. Thumb-shaped Teeth, Rack and Pinion.
Gear teeth profiles in the 19th century used both epicycloids and involute (evolute) curves as described in the abstracts of models Q3 and Q4. From Reuleaux we quote: “By combining the evolute and epicycloid, using the two curves for opposite sides of the same tooth a profile of great strength is obtained. This form is of especial service for heavy driving when the motion is constantly in the same direction.*” In model Q-6 the involute or evolute curves are on the side that contacts the straight line faces of the rock. The epicycloid curves are on the faces the contact the right hand sides of the rack teeth.
Назначение:
Зубчатый механизм шестерня-рейка с несимметричными профилями зубьев J-3. Одна сторона зуба (по рисунку правая) имеет циклоидальный профиль, другая — эвольвентный. Механизм предназначен для преобразования вращательного движения в поступательное (и наоборот).
Автор:
Схема механизма данной модели вероятно разработана Ф. Рело в период 1862-82 г.
Дата создания:
Схема механизма данной модели разработана Ф. Рело в период 1862-82 г.
Материал:
Стойка механизма—чугунное литье, стальная пластина и деревянный брусок, звенья механизма выполнены из хромированной латуни, оси пар и элементы крепежа—сталь.
Размеры:
Длина×ширина×высота: 275(max 350)×220×225 мм, масса 5 кг.
Размер звеньев модели:
Диаметры валов d1 = 10 мм, d2 = 12 мм, средние диаметры фрикционной передачи: dш1 = 30 мм, dк2 = 130 мм, передаточное отношение фрикционной передачи u = 4.33, число зубьев шестерни z2 = 3, число зубьев рейки z3 = 4, модуль зацепления m = 20 мм, высота оси валов от поверхности опорной пластины hA = 48 мм, hB = 95 мм.
Отношение размеров звеньев:

Автор текста: В. Б. Тарабарин, куратор коллекции моделей механизмов, эксперт Постоянной комиссии ИФТоММ, к. т. н., доцент кафедры ТММ.
Автор английской версии: Фрэнсис Мун (Francis C. Moon) - профессор и куратор коллекции Ф. Рело Корнеллского университета, создатель библиотеки KMODDL..
Дизайн: В. С. Катин, художник музея.
Руководитель проекта: Г. А. Базанчук, директор музея.