Модель Q-5 (S-30). Лемнискатный прямолинейно-направляющий
механизм Чебышева
Описание:
Рычажный механизм с девятью подвижными
звеньями с низшими вращательными кинематическими парами (пара, образуемая выходным звеном со стойкой - поступательная). В модели вращение входного звена преобразуется в возвратное поступательное движение ползуна 8. Точка крепления ползуна М совершает приближенное прямолинейное движение. Отклонение траектории этой точки от прямой очень малое. Механизм разработан Чебышевым для применения в паровых машинах.
Оригинальное название из каталога Г.Фойта "Kinematische modelle nach Professor Reuleaux":
S30. Zwischenlenker von Tschebischeff.
Описание из цифровой библиотеки КМОDDL
Корнеллского университета (США):
S30. Six Link, Straight-Line Mechanism of Chebyshev.
This is an example of a six-link (one fixed) and seven-joint compound mechanism with one degree of freedom invented by the mathematician Pafnutii L. Chebyshev (1821-1894) as an approximate straight-line mechanism. He has another straight-line mechanism in model S-19. Chebyshev spent several decades trying to find a theorem that would establish whether a linkage mechanism could draw an exact straight line. It was a French engineer, Peaucellier, and Chebyshev’s student, Lipkin, who found an eight-line exact straight-line mechanism. (See tutorial on straight-line mechanisms.) Reuleaux discussed briefly compound mechanisms in his Kinematics of Machinery (1876), but it was a follower of Reuleaux, Grübler, who wrote extensively on the criteria for degrees of freedom in a linkage given the number of links and joints.
Назначение:
Механизм предназначен для применения в
паровых машинах для передачи движения от
поршня к балансиру. Он обеспечивает движение точки крепления поршня по траектории близкой к прямой.
Автор:
Изобретатель механизма П.Л. Чебышев.
Модель принадлежит к коллекции Рело,
изготовлена в мастерских Густава Фойгта
в Берлине.
Дата создания:
Схема механизма предложена Чебышевым в
18?? году, модель спроектирована и изготовлена в восьмидесятые годы 19 века в Германии.
Материал:
Стойка механизма—чугунное литье, стальная
пластина и деревянный брусок, звенья механизма выполнены из хромированной латуни, оси пар и элементы крепежа—сталь.
Размеры:
Д×Ш×В: 210×90×280 мм. Масса: 1.9 кг.
Размер звеньев модели:
длина кривошипа lOK= 25м,
длины шатунов lKE= 105 мм,
lВС= 33 мм, lDN= 33 мм, lFC= 87 мм,
длины коромысел lАВ= 108 мм,
lАD= 41 мм, lGF= 87 мм, lGN= 69 мм,
координаты центров
неподвижных шарниров
xA= -105 мм, yA= -125 мм,
xG= 0 мм, yG= -135 мм,
xS= 0 мм, yS= -225 мм,
xO= 0 мм, yO= 0 мм.
Отношение размеров звеньев:
lDM/lMF=lGF/lEA ???
Автор текста: В. Б. Тарабарин, куратор коллекции моделей механизмов, эксперт Постоянной комиссии ИФТоММ,
к. т. н., доцент кафедры ТММ.
Автор английской версии: Фрэнсис Мун (Francis C. Moon) - профессор и куратор коллекции Ф. Рело
Корнеллского университета, создатель библиотеки KMODDL..
Дизайн: В. С. Катин, художник музея.
Руководитель проекта: Г. А. Базанчук, директор музея.