Warning: mysql_query(): Access denied for user 'museum'@'localhost' (using password: NO) in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8
Модель F-9 (Z-4). Муфта обгонная храповая или муфта Поуйера
Описание:
Муфта Поуера состоит из валов 3 и 4 с полумуфтами, собачек 2, хомута с поводками 1 и приводной шестерни 5. На внутренней поверхности полумуфты, закрепленной на валу 4, на шарнирах Di установлены две собачки. На валу 3 закреплены приводное зубчатое колесо и храповое колесо с нечетным числом зубьев (z = 13). Движение передается зацеплением только одной собачки, что позволяет уменьшить свободный ход при включении муфты. На валу 3 расположен хомут 1, который связан с валом фрикционом. На хомуте сделаны два паза, в которые входят штифты, закрепленные на собачках 2. Рассмотрим работу муфты Поуера при включении и выключении. Предположим, что ведущим будет вал 3, тогда муфта может передавать вращение по часовой стрелке. Если в начальный момент муфта выключена, то скорость вала 4 больше скорости ведущего вала. При этом поводки повернули собачки так, что вывели их из зацепления и уперли во внутреннюю поверхность ведомой полумуфты; фрикцион хомута проскальзывает. Муфта включится тогда, когда скорость ведущего вала будет больше скорости ведомого. Относительная скорость полумуфт повернет поводки в направлении движения и введет зубья в зацепление, муфта включится и скорости полумуфт сравняются. Таким образом, муфта Поуера тоже может передавать вращательное движение только в одном в направлении.
Оригинальное название из каталога Г.Фойта "Kinematische modelle nach Professor Reuleaux":
Z4. Kraftmaschinenkupplung von Pouyer.

Английское название модели механизма:
The overtaking clutch with autoswitching or the clutch of Pouyer.
Назначение:
Механизм предназначен для автоматического соединения или разъединения двух соосных вращающихся валов. Применяется в различных станках и приборах как обгонная муфта.
Автор:
Изобретатель механизма Поуйер (Pouyer).
Дата создания:
Схема механизма данной модели вероятно разработана Ф. Рело в период 1862-82 г.
Материал:
Стойка механизма—чугунное литье, стальная пластина и деревянный брусок, звенья механизма выполнены из хромированной латуни, оси пар и элементы крепежа—сталь.
Размеры:
Длина×ширина×высота: 400×330×220 мм, масса 8.5 кг.
Размер звеньев модели:
Валов d3 = d4 = d5 = 15 мм, средний диаметр храпового колеса dср = 80 мм, число зубьев храпового колеса z = 13, ширина рабочей поверхности b = 10 мм, число храповиков N = 2, параметры зубчатой передачи: число зубьев колес и модуль z4 = 116, z5 = 35, m = 1.5 мм, высота оси валов от поверхности опорной пластины hA = hB = 98 мм.
Отношение размеров звеньев:

Автор текста: В. Б. Тарабарин, куратор коллекции моделей механизмов, эксперт Постоянной комиссии ИФТоММ, к. т. н., доцент кафедры ТММ.
Автор английской версии: он же.
Дизайн: В. С. Катин, художник музея.
Руководитель проекта: Г. А. Базанчук, директор музея.