Музей МГТУ им. Баумана
Ski
Example image

Лыжная одиссея

К спортивным достижениям, увековечившим имя МГТУ им. Н.Э.Баумана и ставшим традиционными, по праву можно отнести следующие события:

- организация и проведение Всероссийских 50-километровых лыжных марафонов, которые берут начало в далёком 1962 году и стали одной из традиций любительского лыжного движения нашей страны;

- организация и проведения многодневных лыжных переходов, в том числе по маршруту Москва - Хельсинки - Стокгольм - Осло протяженностью 2200 км. за 22 ходовых дня, в которых лыжникам приходилось работать на грани возможного;

- участие лыжников МВТУ в непрерывных легкоатлетических эстафетах из Москвы по всем городам - героям Совесткого Союза, в которых наряду со спортивной подготовкой студенты получали заряд патриотческого воспитания и уроки взаимовыручки.

Выставка рассказывает об истоках зарождения лыжных гонок в нашей стране и в Императорском Московском техническом училище, о развитии лыжного спорта в МВТУ и его сегодняшнем состоянии в МГТУ Н. Э. им. Баумана.

Команда Сокольнического клуба лыжников, 1910 г., в нижнем ряду сидят слева направо Александр Елизаров и Николай Васильев (оба из ИМТУ)

Лыжные истоки (1894 - 1933)

Начало применения лыж в России в спортивных целях относится ко 2-ой половине XIX столетия. Развитие лыжного спорта в дореволюционной России осуществлялось через образование целого ряда кружков и клубов. 3 марта 1885 года министр внутрених дел России дал санкцию на открытие на базе московского кружка Московского клуба лыжников(МКЛ), который стал одним из центров пропаганды лыжного спорта в России. 29 декабря 1895-го года была проведена торжественная церемония открытия МКЛ. Эту дату принято считать днём рождения лыжного спорта в России.

В 1910-ом году в Москве насчитывалось 10 лыжных клубов и кружков. МКЛ и Сокольнический клуб лыжников (СКЛ) относились к наибольшим по численности участников. Именно с СКЛ связана история зарождения лыжного спорта в МВТУ ( в те годы - Императорское Московское техническое училище). Лидером-организатором спортивных начинаний был студент химического факультета Александр Елизаров. Он представлял СКЛ в московской лиге любителей бега и имел высокие достижения в лёгкой атлетике, и они позволили стать ему членом сборной команды России, которая в 1912 году представляла Россию на 5-ых летних олимпийских играх в Стокгольме, он прилично выступал и на лыжне. Так, на первенстве Москвы 12.02.1912 в гонке на 25 вёрст он был 6-ым, проиграв одному из СКЛовцев Александру Немухину, который ровно через неделю стал лучшим лыжебежцем 3-его чемпионата России.

Александр Елизаров привёл на химический факультет своего товарища по лыжному увлечению Николаю Васильева, они выступали во многих соревнованиях за СКЛ и ИМТУ как зимой, так и в межсезонье.

«В.П. БАРМИН. КОСМОС НАЧИНАЕТСЯ С НАЗЕМКИ» Штрихи к портрету Главного конструктора стартовых ракетных комплексов; к 110-летию со дня рождения Выставка в документах и фотографиях рассказывает о жизни и деятельности Главного конструктора стартовых ракетных комплексов Владимира Павловича Бармина. Материалы для выставки предоставлены: - МГТУ им. Н.Э. Баумана (Музей, Архив университета, кафедра СМ-8 «Стартовые ракетные комплексы» НУК «Специальное машиностроение»); - Российским государственным архивом научно-технической документации (РГА НТД); - Предприятиями ФГУП «ЦЭНКИ», КБОМ им. В.П. Бармина. - семейный архив Игоря Владимировича Бармина (член-корреспондент РАН, сын Главного конструктора).

Многодневные лыжные переходы. Начало

5 декабря 1911 года правление СКЛ дало своё согласие на первый в России многодневный лыжный переход Москва-Санкт-Петербург, участниками которого стали Александр Елизаров - студент химического факультета ИМТУ, Михаил Гостев - студент Московского университета, Иван Захаров из Сельхозинститута, Александр Немухин - из Строгановского училища,и оказало участникам финансовую помощь, а также выделило единую спортивную форму СКЛ - белые свитера с бирюзовой полосой и шапочкой с помпоном.

Командиром перехода был Михаил Гостев, у него находились карты и аптечка. Участники взяли с собой только самое необходимое: смену белья и носки. Каждый участник имел путевой лист, в котором отмечались пункты расположения на пути по мере их прохождения. Пунктом отправления было выбрано здание СКЛ, и в 8:35 20 декабря 1911 года лыжники двинулись в далёкий путь, в котором было всё: и голод, и холод, и отсутствие ночёвок, и блуждания. И самое страшное - недоверчивое, даже неприязненное отношение жителей. Но, преодолев все невзгоды, первого января 1912 года в 14:57 они финишировали у Московской заставы в Санкт-Петербурге, где их встречали представители Петербургской спортивной организации Полярная звезда - второго центра по развитию лыжного спорта в России. Команда прошла расстояние 724 км за 12 суток 6 часов 22 минуты со среднесуточной скоростью 58 км.

Старт команды бауманцев в Сокольниках. Участники перехода: Георгий Смирнов (тренер), Тимофей Савостин, Юрий Яковлев, Юрий Лёвушкин, Владимир Виноградов, Игорь Папшев (слева направо)

В погоне за Февралем. К 50-летию Советского государства

В 1967 году был совершен второй в Отчизне переход по международному маршруту Москва-Хельсинки-Стокгольм-Осло. В состав команды вошли: Тимофей Савостин (капитан команды), Юрий Яковлев, Игорь Папшев, Юрий Левушкин и Владимир Виноградов. Первые четверо были мастерами спорта и один - перворазрядником. Переход посвящался 50-летию Советского государства. Бауманцам предстояло пройти через 3 скандинавские страны: Финляндию, Швецию и Норвегию, где лыжи являются национальным видом спорта. Пробег стартовал 10 февраля 1967 года в 10 утра у центрального входа в Сокольники.

Первая остановка состоялась на 40-ом километре Ленинградского шоссе у обелиска, где лыжники возложили цветы памятнику воинам, оборонявшим Москву в 1941 году, а первая ночёвка - в Клину, в профессиональном училище №51. 12 февраля вошли в Вышний Волочок, где остановились в гостинице "Берёзка". На Валдае познакомились с людьми, которыые в 1942 году нашли лётчика Маресьева, чей самолёт рухнул в этих местах. 19 февраля лыжники из Ленинградского обьединения "Скороход" и студенты из Института физкультуры имени П. Ф. Лесгафта провели участников пробега до промежуточного финиша на аллее Героев ленинградского парка Победы. Они проехали по Невскому проспекту и посетили памятник "Медный всадник", остановились они в гостинице "Дружба". Следующей их остановкой был Выборг, куда к лыжникам пришли телеграммы из различных точек страны с единым пожеланием - "счастливого пути по Скандинавии". 23 февраля в 10 утра они пересекли границу с Финляндией, где состоялась пресс-конференция журналистов, фотокорреспондентов, фотооператоров, прибывших из разных городов, даже из Хельсинки. Следующая остановка была Хамина, затем направились в Кархулу, после - в Порво, откуда 25 февраля прибыли в конечную точку маршрута по Финляндии - Хельсинки. Через день они отправились в Швецию. Они быстро преодолели расстояние до Швеции, откуда двинулись в Норвегию, куда прибыли 9 марта в 12:30. В Норвегии лыжники посетили множество интересных местных достопримечательностей, побывали на многих мероприятиях. Перед отъездом в СССР, участники пробега посетили наше посольство.

Мировая спортивная пресса в те дни

Сразу после прибытия участников пробега в Осло всевозможные газеты написали об этом знаменательном событии. Газета "Правда"в разделе спорт: "Поход дружбы завершен... Герои перехода Москва-Осло за 22 ходовых дня прошли около 2200 км. Они улучшили на 7 дней рекорд, установленный в 1927 году".

Заголовок "Комсомольской правды" гласил: "Москва-Хельсинки-Стокгольм-Осло: 2200 км за 22 дня".

"Известия": "...Позади остались 2200 км. В столице Норвегии им была устроена тёплая встреча".

"Советский спорт" от 15 марта 1967 года отмечал, что "дни, проведённые советскими спортсменами в норвежской столице были заполнены многочисленными встречами с государственными и общественными деятелями, журналистами, студентами, профессиональными спортсменами и школьниками. Просто невозможно было уследить за их маршрутом" (В. Андропов).

"Советская Россия", "Труд", "Красная звезда" и другие издания также отмечали это событие.

Команда вернулась в родное МВТУ. 16 марта

Эпилог. Мы - дома!

16 марта автобус, декорированный гербами столиц четырёх государств Москвы-Хельсинки-Стокгольма-Осло въехал на территорию МВТУ. Вот о чём написал А. Гусев в статье: "Молодцы. Встречаем героев трассы мужества" в газете "Бауманец" тех мартовских дней. Едва открылись двери автобуса, как героев лыжного перехода сразу же - на руки. Цветы, улыбки и дружное:"Мо-лод-цы!" Всю площадь перед памятником Баумана заполнило море студентов. Участников также приветстовали ректор училища Г. А. Николаев, секретарь Московсокго комитета комсомола А. И. Матвеев, председатель спортклуба Ю. В. Климович, секретарь комсомольской организации училища Слава Северов и другие. 25 марта их честовали в стенах МВТУ. Рекордные достижения бауманцев 1966-1967 года ,несмотря на неоднократные попытки их превзойти, остались незыблемыми."