Музей МГТУ им. Баумана

Warning: mysql_query(): Access denied for user 'artist'@'localhost' (using password: NO) in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/museum/web/museum.bmstu.ru/public_html/mysqlinclude.php on line 8
Франц Рело родился 30 сентября 1829 г. в Эшвейлере, близ Ахена. Получив начальное образование в школе и некоторую техническую подготовку в семье, он начал работать на заводе, вначале учеником, а затем конструктором и техником. С 1850 по 1852 г. Рело слушал лекции в Политехническом институте в Карлсруэ, всецело находившемся в те годы под влиянием Редтенбахера. Следуя указаниям своего учителя, Рело кроме технических предметов изучал историю и английский язык. По окончании института он некоторое время изучал естественные науки и философию в Берлинском и Боннском университетах. Еще в студенческие годы Рело начал работать над исследованиями в области машиностроения. В 1856 г. Рело был приглашен на должность профессора механико-технического отделения Цюрихского политехникума, где ему пришлось работать вместе с Цейнером и Кульманом. В 1864 г. он перешел в Берлинский ремесленный институт на кафедру машиностроения. В 1866 г. этот институт (основанный в 1821 г.) был преобразован в Ремесленную академию, директором которой Рело пробыл с 1867 по 1879 г. В 1879 г. на базе Ремесленной и Строительной академий было основано Берлинское высшее техническое училище. В Германии в первой половине XIX века кинематикой не занимались. Впервые этот предмет Рело начал читать в 1871 г. в Швейцарии в Цюрихском политехникуме. Затем продолжил его в Берлинском ремесленном институте, а позже — в Ремесленной академии. Одновременно он начал издавать «Кинематические сообщения» и другие мемуары по прикладной теории машин. В 1875 г. Рело опубликовал первый том «Теоретической кинематики». Рело был не только ученым, но и практиком: он был членом жюри на международных выставках в Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии (1876), в Сиднее-Мельбурне (1879—1881). Рело много работал и в области истории техники. В «Теоретической кинематике» истории машин посвящена отдельная глава (изданная также и отдельным оттиском). Введение, примечания к отдельным параграфам трактата также насыщены историческими сведениями. Можно сказать, что Рело подходил исторически к исследованию всех вопросов кинематики. Как и его учитель Редтенбахер, Рело любил искусство. Он перевел на немецкий язык «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, много рисовал и гравировал по дереву, писал о «художественном стиле в машиностроении». Его «Путешествие по Индии» — блестящий образец художественной прозы. Рело был прекрасным лектором, умевшим заинтересовать и увлечь слушателей: «Лекции Рело можно назвать блестящими по обработанности и изяществу изложения; лекции по кинематике интересны по оригинальности изложения», — так отзывался о них Ф. Е. Орлов – профессор практической механики в Московском университете и ИМТУ. В Берлинском высшем техническом училище Рело создал кабинет кинематических моделей (свыше 800 моделей), долго служивший образцом для высших технических школ Германии и других стран. Рело пользовался большим авторитетом среди ученых в области прикладной механики. Но у него было и много противников, борьба с которыми зачастую принимала с обеих сторон резкие формы и особенно обострилась на рубеже столетий. Умер Рело 20 августа 1905 г.
Примерно 1870 году Франц Рело передал права на изготовление части моделей коллекции Густаву Фойгту (Gustav Voigt), который начал изготавливать их серийно в Берлине. На момент 1907 г. фирма выпускала перечень, состоявший из 368 различных моделей. Каталог Фойгта имеет две части. Первая часть состоит из ранних моделей Рело, достаточно известных и широко представленных в музеях Германии, США и др. Вторая, более поздняя часть, выпускалась в начале ХХ века значительно меньшим количеством, так как фирма Фойта начинала испытывать финансовые трудности и вскоре прекратила свою деятельность. Около 20-ти моделей второй части каталога этой фирмы находятся в музее МГТУ им. Н. Э. Баумана и на сегодняшний день, скорее всего, являются последними и единственными моделями Рело-Фойгта в мире. Сравнивая каталог Фойгта с коллекцией моделей в музее МГТУ им. Н. Э. Баумана можно сделать, вывод, что эти наглядные пособия для кабинета «Прикладной механики» в Императорском Московском техническом училище закупались очень выборочно и селективно. В отличии от американского Корнеллского университета, который обладает почти всеми моделями Рело-Фойгта первой части (около 220 наименований), в нашем музее насчитывается порядка 40 экспонатов, соответствующего типа и класса. Это объясняется тщательным отбором вариантов для существующих на тот момент методик и учебных планов ИМТУ, наличием аналогичных конструкций моделей механизмов, изготовленных в своих мастерских, экономией казенных денежных средств, практической необходимостью и, наконец, областью применения и назначением определенных моделей Рело, далеких от деятельности училища.

Каталог моделей механизмов Франца Рело.Часть I.

НомерНазвание группыМодели механизмов
AЭлементарные низшие пары
Niedere Elementenpaare
Lower Element Pairs
BЭлементарные высшие пары
Höhere Elementenpaare
Higher Element Pairs
CПростейшие кинематические цепи
EinfacChe kinematische Ketten, zum Umkehren eingerichtet
Simple Kinematic Chains
DМеханизмы с кривошипом
Kurbelmechanismen
Crank Mechanisms
EМеханизмы эксцентрик-ползун
Kurbelmechanismen mit Zapfen-Erweiterungen
Excentric Slider Cranks
FМеханизмы кривошипных насосов (объемных насосов)
Kurbelkapselwerke, zum Umkehren eingerichtet
Crank Chamber Mechanisms
GПростые зубчатые зацепления
Zussamengesetzte Räderwerke, zum Umkehren eingerichtet
Simple Gear Trains
HПодставка демонстрационная
Hilfsapparate
Model Support Pedestals
IМеханизмы рабочих пар коловратных машин
Kapselräder
Chamber Wheel Mechanisms
KСложные кривошипно-ползунные механизмы
Winkelschleifenketten
Complex Slider Crank Mechanisms
LКулачковые механизмы с возвратным поступательным движением (с кулачками по фигурам равной ширины и с геометрическим замыканием)
Kurvenschub a. Unstetiger Schub
Positive Return Constant Breadth Cams
MВинтовые механизмы
Schrauben
Screw Mechanisms
NХраповые механизмы
Sperr- und Schaltwerke
Ratchet Mechanisms
OПланетарные зубчатые механизмы
Planetenräderketten
Planetary Gear Trains
PСоединительные муфты
Gelenkige Kupplungen
Jointed Couplings
QПрофили зубчатых колёс
Verzahnungen
Gear Teeth Profiles
RМодели для циклоидного движения
Spharische Cykloiden
Cycloid Rolling Models
SПрямолинейно-направляющие механизмы
Geradführungen
Straight-line Mechanisms
TПараллельно-направляющие механизмы (весы, пароходные колеса)
Parallelführungen
Parallel Guide Mechanisms
UНаправляющие механизмы с вращающимся рычагом
Lagenführungen
Rotating Arm Guide Mechanisms
VМеханизмы ременных приводов
Riemenführungen
Belt Drive Mechanisms
WФрикционные передачи или передачи сцеплением
Reibungsräder
Friction Wheels
XМеханизмы часовых анкерных спусков
Uhrhemmungen
Clock Escapements
YПереключающие реверсивные ременные и зубчатые механизмы
Wende- und Wechselgetriebe
Reversing and Shifting Belt and Gear Mechanisms
ZМеханизмы сцепления или муфты
Kupplungen
Coupling Mechanisms

Каталог моделей механизмов Франца Рело.Часть II.

НомерНазвание группыМодели механизмов
1-38Кулачковые механизмы (плоские и пространственные)
Flat and Spatial Сam Мechanisms
46-47Цевочные зубчатые муфты
The pin gears clutchs
48-55Поводковые механизмы
Driving leashes mechanisms
60-66 Кулисно-храповые механизмы
Ratchet mechanisms
84-91Модели, демонстрирующие движение при помощи эксцентрика
Models showing the rolling of the eccentric
92-105Модели - стенды для демонстрации формирования различных траекторий
Models - stands for the demonstration of different trajectories formation
116-123Сложные комбинированные механизмы
Complex Combined Mechanisms